Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения

Описание страницы: во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения от профессионалов для людей.

“Горячие” документы — Социальное обеспечение и социальное страхование

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

Вы можете также:

  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк “Версия Проф”
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов
  • перейти в раздел “Интернет-версии системы КонсультантПлюс”, просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку “Горячие” документы”) и другие материалы сайта

Раздел “Социальное законодательство” содержит подборку Федеральных законов и Указов Президента в области государственной социальной политики, устанавливающих социальные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям граждан:

  • Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.socialnaya-podderzhka.ru%2Fimages%2Fnews%2F100%2F113844

Для граждан, достигших 70-летнего возраста, пенсия – единственный источник средств к существованию, и он, как известно, не отличается большим размером.

Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.socialnaya-podderzhka.ru%2Fimages%2Fnews%2F100%2F113750

Важным аспектом в 2019 году станет льготная ипотека для семей, где растут трое и более детей. Начиная с 2019 года, Правительство РФ намерено за несколько лет усовершенствовать механизмы поддержки семей с детьми. Президент России Владимир Путин в мае прошлого года своим указом объявил 2018-2027 годы Десятилетием.

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.socialnaya-podderzhka.ru%2Fimages%2Fnews%2F100%2F113711

Почетное для всех тружеников звание «ветеран труда» утверждено ст. 7 закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Ветераны труда также существовали в СССР, но кроме соответствующей медали никаких материальных выгод их статус не приносил. Теперь же наличие ветеранского звания не только почетно для гражданина, но и позволяет ему рассчитывать на определенные привилегии.

Сегодня в продаже:

    Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.socialnaya-podderzhka.ru%2Fimages%2Fbooks%2F100%2Fl-625176Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение

Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение.

Рассмотрены важнейшие проблемы и этапы становления социальной работы как общественной практики, области познания и направления образования. С позиции парадигмального подхода дан анализ динамики развития социальной работы в ее важнейших системных связях. Показано влияние социально-исторического контекста на формы, виды и направления.

Анализ изменений законодательства в области cоциального обеспечения

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2Fb21b1990efb4b5616d731568034e2940_compressed_v1

Увеличен пенсионный возраст государственных и муниципальных служащих

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет

Увеличен стаж государственной гражданской службы (муниципальной службы) для назначения пенсии за выслугу лет

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

Условия предоставления права на пенсию региональным и муниципальным служащим по-прежнему определяются нормативными актами регионов и муниципалитетов. Но уточняется, что для них, как и для федеральных служащих, минимальная продолжительность стажа соответствующей службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется согласно приложению к закону № 166-ФЗ.

Для назначения пенсии за выслугу лет в 2017 году необходим стаж государственной (муниципальной) службы 15 лет и 6 месяцев. Далее с каждым годом он будет увеличиваться еще на 6 месяцев, пока не достигнет 20 лет

Федеральным государственным гражданским служащим наряду со страховой пенсией по старости может назначаться пенсия за выслугу лет. При ее назначении учитываются стаж государственной гражданской службы (не менее 15 лет) и иные условия в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 7 закона № 166-ФЗ.

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств региональных и местных бюджетов определяются законами и иными НПА регионов и актами органов местного самоуправления

Увеличен минимальный срок исполнения полномочий члена СФ или депутата Госдумы, необходимый для получения ежемесячной доплаты к пенсии

Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ

Изменения внесены Федеральным законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ

При исполнении указанными лицами своих полномочий:

— от 5 до 10 лет (ранее от 1 до 3 лет) – 55 процентов ежемесячного денежного вознаграждения;

— 10 лет и более (ранее свыше 3 лет) – 75 процентов

Для выплаты из ФСС страхового обеспечения понадобится справка-расчет

Приказ Минтруда РФ от 28.10.2016 № 585н

(вступил в силу 28.11.2016)

Обновлен перечень документов, без которых фонд не возместит расходы на пособия по больничному и в связи с материнством. Он пополнился справкой-расчетом.

Подавать ее придется страхователям при обращении за выделением средств за периоды, начиная с 1 января 2017 года.

Справка-расчет включает в себя суммы:

— задолженности страхователя по взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;

— начисленных к уплате взносов, в том числе за последние 3 месяца;

— не принятых к зачету расходов;

— средств, полученных от соцстраха в возмещение произведенных расходов;

— возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;

Видео (кликните для воспроизведения).

— средств, израсходованных на цели обязательного соцстрахования, в том числе за последние 3 месяца;

— уплаченных взносов, в том числе за последние 3 месяца;

— списанной задолженности страхователя.

При этом если компания хочет возместить пособия за периоды до 01.01.2017, то нужно представить форму 4-ФСС. Таким же образом возмещаются расходы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На основании ч. 3 перечня в ФСС РФ предоставляются копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, копии больничных листков). Сейчас это требование является обязательным для страхователей, которые применяют пониженные тарифы страховых взносов.

С начала 2017 года оно распространится на плательщиков страховых взносов, которые применяют нулевые тарифы

Увеличен максимальный размер ежемесячного пособия по «травматическому» страхованию и сумма, из которой исчисляется размер единовременного пособия

Федеральный закон от 19.12.2016 № 417-ФЗ

— максимальная величина ежемесячного пособия по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не может превышать 72 290,4 рубля.

— сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты застрахованному, составляет 94 018,0 руб.

Максимальная величина ежемесячной страховой выплаты не могла превышать в январе 2016 г. 65 330,0 руб., в феврале — декабре 2016 г. — 69 510,0 руб.

Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты застрахованному, составляла в январе 2016 года 84 964,2 рубля, в феврале — декабре 2016 года — 90 401,9 рубля

Во многие законы РФ в сфере социального обеспечения внесены изменения

Формирующийся массив законодательства показывает, насколько многоаспектна и многогранна палитра правовых норм, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения. На сегодняшний день нет отрасли права, которая хотя бы в малой степени не затрагивала вопросы социального обеспечения.

Потребность в дальнейшем совершенствовании законодательства о социальном обеспечении обусловлена, как новыми задачами, стоящими перед государством в социальной сфере, так и теми проблемами, необходимость решения которых вытекает из ранее принятых актов.

Частые изменения и дополнения, вносимые в законы, осложняют правоприменительную практику. Не менее трудная ситуация складывается тогда, когда во вновь принятых законах содержатся принципиально иные подходы к реализации гражданами их социальных прав через систему социального обеспечения. Отсутствие единой правовой базы в этих случаях приводит к пробелам и противоречиям в законодательстве, что не позволяет гражданам реализовать свои права в полном объеме. В таких условиях важно видеть перспективу развития законодательства и заранее определять основные концептуальные направления этого развития.

Существуют множество мнений по поводу направлений развития системы социального обеспечения в РФ.

К одному из них можно отнести переход от пенсионного страхования к борьбе с бедностью. Его сформулировал Назаров Владимир Станиславович – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Научного направления “Макроэкономика и финансы”.

Его суть заключается в том, что существующая распределительная пенсионная система финансово несостоятельна. Дефицит бюджета ПФР в 2010 г. составил около 2,9% ВВП, в 2011 г., по оценкам ПФР, он сократится до 1,8% ВВП. Однако реальная зависимость пенсионной системы от бюджета выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в ПФР вырос с 1,6% ВВП в 2008 г. до 5,2% ВВП в 2010 г. Если перед пенсионной системой ставить цель страхования утраченного заработка (т.е. достижения определенного коэффициента замещения, например, в 40%), то в 2010–2050 гг. придется либо увеличивать трансферт из федерального бюджета каждые 5 лет на 1 процентный пункт ВВП, либо повышать ставку пенсионных взносов на 1 процентный пункт каждый год. Во многом это обусловлено объективным демографическим процессом старения населения.

Одновременно с сокращением возможности финансировать систему пенсионного страхования в постиндустриальном обществе снижается и потребность в данной социальной системе. Это объясняется следующими факторами:

а) сфера применения тяжелого физического труда стремительно сокращается, а возможность заниматься умственным трудом, как правило, сохраняется значительно дольше;

б) медицинские технологии позволяют продлить трудоспособный возраст;

в) системы образования становятся более гибкими, позволяя адаптировать пожилых людей к потребностям рынка труда;

г) общий рост благосостояния, расширение возможностей инвестиций в человеческий капитал и возможностей финансовых институтов по предоставлению индивидуальных пенсионных планов и страховок в случае утери трудоспособности делают более привлекательными частные сбережения и инвестиции, так как они, в отличие от государственной пенсионной системы, учитывают индивидуальные предпочтения и риски граждан;

д) в семьях, как правило, работают оба супруга, что увеличивает стабильность семейного бюджета в случае временной или постоянной нетрудоспособности одного из членов семьи.

Одновременное снижение финансовой состоятельности распределительной пенсионной системы и потребности в ней в постиндустриальном обществе определяют необходимость перехода к пенсионной системе, включающей следующие три составляющие:

− добровольная частная пенсионная система, состоящая из любых накоплений граждан и инвестиций в человеческий капитал;

− обязательная накопительная пенсионная система;

− страховка от бедности в случае нетрудоспособности;

Страховка от бедности в случае нетрудоспособности означает трансформацию пенсии в социальное пособие. Получение пособия нецелесообразно привязывать к достижению какого-либо возраста, так как человек может оказаться в безысходной жизненной ситуации и до 60 лет, а может вполне преуспевать и в 90 лет. Пособие должно быть ориентировано на прожиточный минимум пенсионера. Финансирование пособия может осуществляться за счет налогов общего покрытия, а не отдельных страховых взносов.

Описанное выше «переформатирование» классической пенсии в «пособие для людей, находящихся в трудной жизненной ситуации» обладает следующими преимуществами: увеличиваются стимулы к труду, стимулируются рождаемость и инвестиции в человеческий капитал, в массовое сознание внедряется стремление продлить время активной жизни, в том числе больше заботиться о своем здоровье.

На данный момент можно выделить два основных направления государственного развития системы социальной поддержки населения, первое из которых – это постепенное введение и развитие системы соплатежей со стороны населения при получении социальных услуг различных видов, а второе содействие развитию некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги населению, постепенное наращивание доли услуг, производящихся в некоммерческом секторе.

На сегодняшний день, правительством были рассмотрены основные направления бюджетной политики на 2015–2017 годы. Несмотря на все потенциальные риски бюджет остается социально ориентированным. На эти цели направляется почти 60 процентов всех расходов. Так, на выплату пенсий и зарплат только в федеральном бюджете 2015–2017 годов заложено более 2,7 триллиона рублей. 1

Также, 100 миллиардов рублей запланированы в качестве трансфертов в бюджет Пенсионного фонда в 2015 году. Доходы Пенсионного фонда России в следующем году составят 7,4 триллиона рублей, а расходы – 7,5 триллиона, и они возрастают в 2016 и 2017 годах на довольно значительные суммы.

Второе из отмеченных ранее направлений развития системы социальной поддержки населения – усиление доли и роли некоммерческого сектора в производстве услуг – оказывает положительное влияние на возможность сокращения объем расходов на содержание государственных учреждений. Тем самым, оказать содействие в реализации модернизации системы социального обеспечения населения, путем внедрения негосударственных источников финансирования.

Одной из проблем социального обеспечения являться то, что в системе источников права социального обеспечения нет единого, законодательно закрепленного свода принципиальных положений, что не позволяет последовательно развивать эту отрасль законодательства и права и, напротив, создает благодатную почву для его частых изменений в силу финансовых и иных конъюнктурных обстоятельств. В этой связи весьма актуальным становится вопрос систематизации права социального обеспечения обеспечение.

Сама по себе данная тема не нова и рассматривалась различными исследователями. О необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении на страницах юридических изданий говорилось неоднократно, но перевести научные дебаты в практическую плоскость до сих пор не удавалось. Задача кодификации законодательства о социальном обеспечении требует решения многих концептуальных вопросов, и в этой связи на ближайшее будущее является одним из актуальных направлений развития права социального обеспечения. 1

Объем нормативного материала в данной сфере постоянно увеличивается, при этом, несмотря на то что многие группы общественных отношений теперь регулируются федеральными законами, объем подзаконного и ведомственного нормотворчества от этого не уменьшается.

Социально-обеспечительное законодательство бессистемно, противоречиво и сложно в применении, поскольку действующее законодательство о социальном обеспечении подвергается частым хаотичным, бессистемным изменениям, что нарушает логическую связь между правовыми категориями, используемыми законодателем. Законодательству о социальных выплатах как неотъемлемой части социально-обеспечительного законодательства также свойственна эта тенденция.

Неточности и расхождения в понятийном аппарате в области социальных выплат, негативно влияют на качество нормативно-правовых актов и осложняют правоприменительную деятельность. Учащаются случаи, когда для обозначения одного и того же явления используются разные слова и словосочетания, что нарушает требование терминологического единства. Законодательство, регулирующее отношения по предоставлению социальных выплат, характеризуется недостаточной терминологической проработкой, отсутствием ясных и точных определений, единообразия применения юридических терминов.

Очевидно, что законодательство о социальном обеспечении нуждается в серьезном и концептуальном пересмотре, результатом которого должен стать единый сводный отраслевой кодифицированный акт. Иные способы упорядочения нормативных предписаний, такие как инкорпорация и консолидация, также могут быть использованы, но в качестве вспомогательного средства. Разработка и принятие в ближайшее время Кодекса социального обеспечения задача гораздо более насущная, поскольку это основной способ преодоления множественности нормативных актов, пробелов и противоречивости правового регулирования.

О необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении на страницах юридических изданий говорилось неоднократно, к примеру, Васильева Ю.В. Васильева Ю.В. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: основы законодательства или кодекс? // Известия вузов. Правоведение. 2009. N 4. С. 109 – 116., Виноградова З.Д. Виноградова З.Д. Кодификация законодательства о социальном обеспечении // Вопросы социального обеспечения: Сб. науч. трудов. Вып. 14. М., 1983. С. 25 – 26., Толоконский В.А. Социальный кодекс РФ: проблемы кодификации законодательства о социальном обеспечении / А.В. Усс, В.А. Толоконский, В.И. Иванков, В.Н. Лисица. Новосибирск, 2004. С. 56., но перевести научные дебаты в практическую плоскость до сих пор не удавалось. Возможно, с усилением внимания российских парламентариев к вопросам кодификации данная ситуация изменится.

Множественность нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, сложность их языка и стиля не могут обеспечить адекватного понимания и принятия их гражданами, среди которых немало людей с ограниченными возможностями, тем более, что законодательные положения о доступности и бесплатности юридической помощи бездействуют. Это влечет социальную напряженность, сопротивление проводимым реформам (нередко – ввиду их непонимания), страх быть обманутыми государством.

Если кодификация в должной мере будет ориентирована на граждан, то сможет упростить и качественно улучшить процесс восприятия ими законодательства о социальном обеспечении. А планируемый кодекс станет для населения России важнейшим источником знаний о своих правах в данной области.

Определяющей основой всего российского законодательства, всей правовой системы является Конституция РФ. Она представляет собой концентрацию правотворческого опыта, вершину целостной пирамиды законодательных актов страны. Содержащиеся в ней нормы выступают главным источником всех отраслей российского нрава, в том числе и права социального обеспечения.

Конституционные нормы по сравнению с другими (неконституционными) нормами обладают следующими особыми свойствами:

  • 1) учредительным и программным характером;
  • 2) идейно-политическим воздействием на все общественные отношения;
  • 3) наибольшей устойчивостью;
  • 4) высшей юридической силой;
  • 5) особым порядком принятия и изменения;
  • 6) спецификой норм (наличие норм-принципов, норм- целей, норм прямого и опосредованного действия, статутных норм и соответствующих им норм-гарантий).

Анализ конституционных норм, относящихся к сфере социального обеспечения (ст. 7, 38, 39, 41, 43, 58, 59 и др.), показывает, что они по преимуществу действуют прямо, непосредственно, определяя правовое положение (статус) участников общественных отношений. Такой характер указанных норм не предусматривает обязательного обращения к актам текущего законодательства. Конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы, обязанности и законные интересы личности, независимо от того, конкретизируются они в текущем отраслевом законодательстве или нет, действуют непосредственно. Однако значительная их часть в целях более эффективного практического осуществления все же требует дальнейшей конкретизации в текущем законодательстве. Дело в том, что факт непосредственного действия норм Конституции РФ о статутных правах в сфере социального обеспечения не означает, что сами права реализуются вне текущего законодательства. Пользуясь правами на конкретные блага социального обеспечения, гражданин осуществляет и конституционное право в данной сфере. Конституционное субъективное право при этом исчерпывается, но реализуется лишь частично.

Наряду с законами, которые отражают действующую Конституцию РФ, следует выделить законы, призванные развивать и конкретизировать се основные положения. Так, например, в развитие ст. 39 Конституции РФ, закрепившей право гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери кормильца, полной или частичной утраты трудоспособности, были приняты законодательные акты, касающиеся пенсионного обеспечения граждан (например, Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Φ3 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”), обеспечения их различными пособиями (Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”) и социального обслуживания (Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”).

Непосредственное влияние на формирование источников права оказывает содержание ст. 114 и 115 Конституции РФ, закрепляющих компетенцию Правительства РФ в области издания нормативных актов на основе и во исполнение законов РФ, указов и распоряжений Президента РФ по обеспечению проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области социального обслуживания. Все указанные положения Конституции РФ являются основополагающими при создании источников права для всех отраслей российского права, в том числе и для источников права социального обеспечения.

Система важнейших федеральных источников права в сфере социального обеспечения граждан (законов РФ) формируется в результате правотворческой деятельности высшего органа государственной власти нашей страны – Федерального Собрания РФ и, в частности, его нижней палаты – Государственной Думы РФ (ст. 108 Конституции РФ). Специфика Федерального Собрания РФ как высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации обусловливает и особенности принимаемых им актов. Федеральные законы, принимаемые Государственной Думой РФ, выражают суверенитет и волю всего народа и обладают высшей юридической силой по отношению к актам всех других государственных органов.

Следует признать, что действующие федеральные законы о социальном обеспечении регулируют основные положения социального обеспечения населения Российской Федерации, однако в связи с наблюдающейся в России неустойчивой экономической ситуацией находятся в непрерывной динамике. Так, в Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” со времени его принятия ежегодно по нескольку раз вносятся различные изменения и дополнения. В ближайшее время он вновь должен быть кардинально изменен в связи с подготовленным Минтрудом России Проектом Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 г. (внесен в Правительство РФ 20 сентября 2012 г.) и распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р “Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации”.

Принятый Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” предусмотрел создание Государственной службы реабилитации инвалидов. Однако законодательная база для такой службы еще только начинает формироваться.

Претерпевают изменения и законы о социальном обслуживании. В Государственную Думу 5 сентября 2011 г. внесен проект федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”.

Следующими по своей значимости и юридической силе федеральными источниками права социального обеспечения являются указы Президента РФ, вносящие изменения в действующее законодательство. Их правовая природа окончательно не определена. Эти акты относят и к законам, и к подзаконным актам либо к самостоятельным актам, близко стоящим к законам.

Специфика указов Президента РФ в области социального обеспечения (по сравнению с законами) состоит в том, что они, как правило, регулируют вспомогательную область отношений, когда необходимо оперативно решить те или иные конкретные вопросы. Они являются действенной формой установления гарантий статутных прав граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, а также непосредственным и наиболее конструктивным правовым выражением воли государства.

В правовом регулировании отношений по социальному обеспечению большую роль играют акты, издаваемые высшим исполнительным органом государственной власти – Правительством РФ. Эти нормативные акты принимаются па основе законов РФ и указов Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Статьей 16 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” определены полномочия Правительства РФ в социальной сфере. Правительство РФ:

  • – обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  • – принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
  • – разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  • – обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
  • – принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, но обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • – содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
  • – взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
  • – разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно- курортной сферы.

Следует заметить, что постановления Правительства РФ по разнообразию затрагиваемых вопросов и общему количеству издаваемых актов занимают ведущее место в системе источников социального обеспечения. Они практически касаются всех сторон правового регулирования социального обеспечения как материальных, так и процедурных (процессуальных) отношений.

Особое место среди источников института социального обеспечения занимают акты Минтруда России. Являясь органом государственного управления, Министерство несет ответственность за осуществление единой государственной политики в области труда и социального обеспечения. В соответствии с возложенными на него задачами Минтруда РФ: а) издает постановления, инструкции и разъяснения по вопросам социального обеспечения; б) разрабатывает предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию социального обеспечения. Издаваемые им инструкции, правила и разъяснения детализируют отдельные положения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Акты Минтруда России не вносят, как правило, каких- либо изменений в действующее законодательство. Они имеют правоприменительный характер. Вместе с тем в ряде случаев его отдельные постановления и разъяснения издаются по специальным поручениям Правительства РФ и являются актами “делегированного правотворчества”.

Акты Минтруда России по вопросам социального обеспечения представляют собой функциональные источники права, поскольку других государственных органов, на которых специально возлагалась бы функция государственного управления социальным обеспечением, сейчас в стране нет.

Минтруда России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения. Основной задачей Минтруда России является разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, обеспечению социальной защиты семьи, детей, лиц пожилого возраста и инвалидов.

Совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ Минтруда России реализует создание и развитие сети комплексных и специализированных, государственных и муниципальных, частных и других учреждений социального обслуживания населения, осуществление координации их деятельности и методологическое обеспечение, разрабатывает совместно с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти стандарты социального обслуживания населения.

Новая реальность, в которой мы уже живем: масштабные изменения социального законодательства

В 2015 году в действие вступают несколько крупных законов, определяющих жизнь социальной сферы. «Милосердие.ru» сделало обзор самого важного и нового, что в них есть

В 2015 году в действие вступают несколько крупных законов, определяющих жизнь социальной сферы. «Милосердие.ru» сделало обзор самого важного и нового, что в них есть

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.miloserdie.ru%2Fpic%2F048731097de322302aff7e52151c991d_XL

Фото с сайта vselgoty.ru

Новые основы соцобслуживания: частники получают налоговые льготы, нуждающиеся – индивидуальный подход

С 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В нем сразу несколько новаций вполне себе исторического значения.

Во-первых, впервые социальную сферу решились отдать (в том числе) и на откуп частникам. Уже одобрен закон, по которому для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан, устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль до 2020 года.

В 2015 году впервые за всю историю из федерального бюджета будут выделены средства в размере 168,5 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания. Таким способом власти хотят привлечь частный бизнес в сферу социального обслуживания.

Из закона убрана старая формулировка «трудная жизненная ситуация». Законодатели решили, что она не отражает истинного положения гражданина – теперь помогать будут по новому принципу: гражданину, «нуждающемуся в социальном обслуживании», и с «сохранением пребывания в привычной благоприятной среде». Помогать будут тем, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста. Помощь получат семьи с одним или несколькими инвалидами, в том числе детьми-инвалидами.

Социальные работники будут курировать семьи, где замечены проявления семейного насилия, помогать семьям, где есть лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и даже игроманией.

Помощь будет заключаться не только в привычной покупке продуктов и уборке жилья. Теперь социальные услуги будут также и медицинскими, юридическими, психологическими.

Гражданам (в том числе инвалидам) будут помогать получать образование и работу. Причем в законе указано, что услуги будут оказываться на индивидуальных условиях – с учетом потребностей каждого отдельного нуждающегося в помощи человека.

При этом если раньше право на бесплатное получение социальных услуг имели граждане с доходом не более одного прожиточного минимума, то сейчас этот порог повышен до 1,5 прожиточных минимумов.

Помощь московским бездомным: центры адаптации в закрываемых московских больницах

Московское законодательство привели в согласие с новым федеральным законом «Об основах социального обслуживания»

Теперь и бездомным гражданам помогать в городе смогут не только государственные структуры, но и частные. Они также смогут обеспечивать бездомных ночлегом, едой, социальной помощью. Власти намерены заняться практиками возвращения бездомных граждан в нормальную жизнь. В частности, будут помогать им в поиске работы.

Департамент социальной защиты Москвы планирует открыть центры социальной адаптации для бездомных. Некоторые будут размещены в том числе в закрываемых московских больницах. Предполагается, что частные фирмы, в случае, если они возьмут на себя уход за бездомными инвалидами, будут получать из бюджета 1600 рублей в сутки на каждого такого подопечного. Таких бездомных нужно будет также прикрепить к поликлиникам, и зарегистрировать по месту их фактического пребывания.

Минусы:
С 1 января 2015 года гражданам Азербайджана, Молдавии, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Киргизии, Армении и Туркменистана для того, чтобы въехать в Российскую Федерацию, придется оформлять загранпаспорт: по своему внутреннему паспорту въехать в РФ уже не получится. Граждане Белоруссии и Казахстана смогут по-прежнему въезжать в Россию по внутренним паспортам.

Нелегальным мигрантам, которые уже ранее задерживались миграционными службами за работу без соответствующих разрешений, т.е. «злостным нарушителям», в 2015 году грозит запрет на въезд в РФ сроком на 10 лет.

Еще одна новая сложность для приезжих – увеличение пошлин. Разрешение на временное проживание будет стоить 1600 рублей вместо 1000 рублей, вид на жительство – 3500 рублей вместо 2000. Патент, дающий мигранту право работать, тоже подорожает: в московском регионе вместо 1250 рублей он будет стоить 4000 рублей в месяц.

Кроме того, если мигрант намерен работать на территории России, теперь ему придется сдавать экзамены по истории России и русскому языку. Те, кто сдал экзамены, получит сертификат, подтверждающий положительный результат.

С 1 июня 2015 года водителями коммерческого транспорта (такси, автобусов, микроавтобусов, и так далее) не смогут стать граждане с иностранными водительскими удостоверениями: они смогут управлять только личным автомобилем, но не работать водителем.

Плюсы:
В 2015 году мигрантам планируется выдавать больничные листы. Для этого работодателям придется платить взносы в фонд социального страхования. Но первый больничный не гражданину России оплатят только после полугода работы.

Социальная защита инвалидов: впервые в истории России в законе есть пункт о недискриминации граждан по признаку инвалидности

1 декабря прошлого года президент России подписал федеральный закон №419-ФЗ, который внес изменения в подзаконные акты и законы, связанные с вопросами социальной защиты инвалидов.

Программа «Доступная среда», которая работала пилотно в некоторых регионах страны, в этом году охватит почти всю Россию. Задача – обеспечить гражданам с инвалидностью полноценную жизнь. Речь идет как об доступной инфраструктуре, так и, к примеру, о программе развития доступности образования. К 2016 году уже 20 процентов школ должны быть приспособлены для нужд инвалидов.

Закон предусматривает улучшение среды (транспорта, дорог, помещений – в том числе особое внимание направлено на установку пандусов; обеспечение аудио- и видеодублирования информации, и так далее) с учетом требований людей с ограниченными возможностями, а все новое строительство и производство уже на этапе проектирования должно задумываться с учетом их нужд.

Кроме того, закон предусматривает и программу переселения инвалидов – в том случае, если занимаемое ими жилье невозможно приспособить под требования доступности среды.

При этом здания офисов, предприятий, учреждений будут получать сертификаты – по соответствию принципам доступной среды.

Впервые в законе заложена норма о недискриминации в России граждан по признаку инвалидности. Любой отказ человеку с инвалидностью в обеспечении какой-то услуги или приспособления теперь трактуется как дискриминация и может быть обжалован в суде.

Также впервые в законе звучит термин «абилитация» – мероприятия по оказанию помощи для развития замещающих способностей.

Людям с инвалидностью будет оказываться помощь в трудоустройстве: расширены требования по квотированию. Раньше квоты на сотрудников-инвалидов выделялись в организациях численностью свыше 100 человек, теперь квота снижена до структур, где работают от 35 человек.

Медико-социальная экспертиза будет теперь проводится по новым критериям инвалидности. Определять группу инвалидности медики будут исходя не из своих субъективных оценок, а руководствуясь специальными методиками, где прописаны критерии, в которых учтен и международный опыт. Это поможет более четко и справедливо устанавливать группу инвалидности.

С 2015 года пенсия будет рассчитываться по другим стандартам.

Важно знать: Размер пенсии граждан, которые уже получают ее, не изменится. Все нововведения коснутся тех, кто выйдет на пенсию после нововведений.
И — новый порядок расчета страховой пенсии и формирование пенсионных прав затронет все виды пенсии: не только по старости, но и в связи с утерей кормильца, по инвалидности.

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.miloserdie.ru%2Fpic%2F932071434

Фото с сайта trudcontrol.ru

Новые правила:
Размер пенсии будет определяться, во-первых, периодом страхового стажа (и чем длиннее он был, тем более высокая пенсия ожидается), и размером зарплаты.
Во-вторых, возрастом, в котором гражданин обратился за начислением пенсии. А если учесть, что с каждым годом после наступления пенсионного возраста индивидуальный коэффициент пенсии увеличивается, более высокую пенсию получит тот, кто позже обратится за ее начислением.

В пенсионный стаж снова войдут такие жизненные периоды, как уход за ребенком, служба в армии, а также уход за человеком, достигшим 80-ти лет.

Пенсия будет включать в себя две части: накопительную и страховую.
Чтобы рассчитать накопительную часть пенсии, нужно будет делить сумму пенсионных накоплений на статистический период – он определяется законом.

Страховая часть будет рассчитываться как фиксированная выплата, как и раньше. Но для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов (норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в нынешнем году достаточно будет иметь 6,6 баллов).

Минимальный стаж для получения права на пенсию по старости вырастает до 15 лет с 5 лет, принятых ранее. Но будет действовать переходный период. В 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет, затем в течение 10 лет он будет постепенно расти.

Интересно, что если у гражданина накопился существенный трудовой стаж, то новые правила опять же окажут незначительное влияние на расчет его пенсии, она будет сформирована на основе уже действовавших пенсионных законов. Не подойдет новый порядок расчета пенсии и тем, кому полагается гособеспечение: это инвалиды I группы, лица старше 80 лет, и лица, проживающие или работающие на Крайнем Севере (там будут учитываться «северные коэффициенты».

Льготы: что причитается ветеранам труда
Напомним, что к ветеранам труда относятся несколько категорий граждан. Это граждане, которые начали трудовую деятельность до наступления совершеннолетия во время Великой Отечественной войны — при этом, трудовой стаж которых составляет не меньше 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин. Граждане, имеющие награды в виде медалей и орденов, удостоены почетного звания РСФСР, СССР или РФ, а также награждены ведомственными знаками отличия в труде.

Ветеран труда в 2015 году сможет воспользоваться следующими льготами:
Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в любом муниципальном учреждении здравоохранения. Важно, что бы вы достигли возраста, который дает право получать пенсию по старости. Не будут компенсированы расходы, связанные с оплатой металлокерамики и изделий из драгоценных металлов.

Оплата 50 процентов общей площади жилого помещения, которое занимает льготник и его семья. Оплата 50 процентов коммунальных услуг.

В Москве и Санкт-Петербурге в 2015 году будут работать и муниципальные льготы. В Москве ветерану труда гарантируется ежемесячная городская денежная выплата из средств городского бюджета со следующего месяца после обращения; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте (по социальной карте москвича).

А в Санкт-Петербурге ветеранам дается право приобрести льготный ежемесячный проездной билет для проезда на всех видах наземного пассажирского транспорта общего пользования и на метро.

В 2014 году был подписан Федеральный закон «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год».

Размер этой помощи по обеспечению лекарственными средствами определен на нынешний год в 707 рублей в месяц.

Увеличены пособия по временной нетрудоспособности родителей

С 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон, который увеличил с 15 до 18 лет возраст тяжелобольных детей, при уходе за которыми родителям выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за более продолжительный период, чем это установлено общими правилами. Речь идет о детях-инвалидах, детях с ВИЧ-инфекцией, онкологическими заболеваниями, а также о случаях, когда болезнь ребенка связана с поствакцинальным осложнением.

При уходе за ребенком с такими болезнями пособие по временной нетрудоспособности выдается за весь период лечения ребенка в амбулаторных или стационарных условиях, но не более чем за 120 календарных дней в году, или же без ограничений за весь период лечения
В чем новация? Ранее после того, как ребенку исполнилось 15 лет, пособие выплачивалось только за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, и не более чем за 30 календарных дней в году, и только при амбулаторном лечении ребенка. Теперь нормы распространены на детей и старше.

С 1 января 2015 года будут проиндексированы все виды пособий семьям с детьми.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка увеличится до 14,5 тысячи рублей. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, будет равен 2,7 тысячи рублей по уходу за первым ребенком, и 5,4 тысячи рублей – по уходу за вторым и последующими детьми.

Будут увеличены и пособия в рамках социального страхования. Пособие по беременности и родам в 2015 году будет равняться 49,7 тысячи рублей за полный календарный месяц.
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, которая составляет 40 процентов от среднего заработка застрахованного лица, увеличится до 19,9 тысячи рублей.
Размер материнского капитала составит в 2015 году 453 026 рублей, это на 23,6 тысячи рублей больше, чем в 2014 году.
С 1 января 2015 года на 7,4 процента повышается минимальный размер оплаты труда – МРОТ составит 5965 рублей.

Изображение - Во многие законы рф в сфере социального обеспечения внесены изменения 5464568780345345
Автор статьи: Николай Чкалов

Здравствуйте. Я Николай Чкалов. Уже более 9 лет работаю юристом в крупной компании. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Наша группа https://vk.com/public175044815

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here