Виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения

Описание страницы: виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения от профессионалов для людей.

Виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения

Изображение - Виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения proxy?url=https%3A%2F%2Folgotah.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fadresnaya-pomoshch-v-rf-3

В силу разных жизненных ситуаций, которые происходят, достаточно большое количество людей оказываются в весьма тяжелом положении, что не дает возможности обеспечить свою семью нормальным уровнем жизни. На такие случаи государством предусмотрена адресная помощь, но получить ее можно, только если такая необходимость действительно нужна.

Что такое — адресная помощь и как получить ее интересует людей, вынужденных в силу обстоятельств обратиться в соответствующие органы. В данное понятие входит разного рода поддержка государством граждан, которые в ней нуждаются и имеют документальное подтверждение таким обстоятельствам. В качестве помощи можно рассчитывать на:

  • социальные пособия, имеющие единовременные или ежемесячные выплаты;
  • пособие для граждан, которым требуется социальная реабилитация (составляется социальный контракт);
  • оказание помощи в натуральном виде, к примеру, предоставление продуктов питания, одежды, это же касается и предметов гигиены.

Что касается адресной поддержки в виде пособий и других денежных выплат, то здесь в основном все понятно, а вот относительно социального контракта, стоит разобраться детально. Кому доступна такая возможность, и что это такое социальный контракт? Данный вид адресной поддержки направлен на предоставление помощи гражданам, что по определенным ситуациям не могут себе помочь. Примером этого может быть:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • наличие инвалидности обозначенной группы;
  • серьезное заболевание;
  • отсутствие работы, а также других видов доходов;
  • обстоятельства, вызванные чрезвычайными ситуациями.

В таких случаях социальным органам большинства регионов РФ полагаются реабилитационные центры, где оказывается помощь данной категории граждан. Учитывая все обстоятельства затрудненного положения в таких учреждениях специально разработана программа по реабилитации людей, имеющих сложности. Ее суть заключается в том, чтобы помочь людям адаптироваться и посодействовать в решении проблем. Кроме этого, в ней также имеется пункт о предоставлении пособий, но только при условии, что нуждающийся в такой поддержке будет выполнять все реабилитационные условия.

Какие документы нужны, чтобы оформить такой социальный контракт? К ним относятся:

  1. Нуждающемуся человеку нужно написать соответствующее заявление. Но при этом нужно предоставить письменное разрешение всех членов семьи, имеющих совершеннолетний возраст.
  2. При наличии детей до 14 лет нужно подать свидетельство о рождении.
  3. Обязательным документом является справка о количестве членов семьи.
  4. Если есть инвалидность, то потребуется соответствующий документ.
  5. Также нужно указать на наличие предоставляемой социальной помощи, если таковая имеется.
  6. Справка обо всех доходах, в том числе и дополнительных, как самого заявителя, так и всех членов семьи за обозначенный период согласно условиям определенного региона (3–6 месяцев).

Изображение - Виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения proxy?url=https%3A%2F%2Folgotah.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fadresnaya-pomoshch-v-rf-1

Оформляется он на протяжении 15 дней. За это время сотрудники составляют анкету с учетом материального положения заявителя и на основании имеющихся фактов разрабатывается соответственная программа реабилитации. В нее могут входить такие мероприятия, как:

  • повышение квалификации, если требуют того обстоятельства;
  • трудоустройство;
  • предоставление лечения в случае болезни;
  • определение ребенка в дошкольное учреждение;
  • предусматривается также оплата накопившихся долгов по коммунальным услугам.

Срок социального контракта может заключатся в зависимости от тяжести ситуации, но в основном составляет от 3-х месяцев до 1 года. Если же обстоятельства имеют тяжелый характер, то при необходимости он может быть продлен. Обязательным условием является то, что получающий поддержку социального характера должен выполнять все обозначенные мероприятия, предоставленных в рамках данного контракта.

Согласно законодательным актам Российской Федерации адресная социальная помощь может быть предоставлена определенной категории граждан. К ним относятся:

  1. В первую очередь, это должны быть граждане России.
  2. Население, которое имеет низкую обеспеченность, то есть уровень дохода семьи находится ниже прожиточного минимума в определенном регионе страны.
  3. Одинокие люди, что в силу каких-либо обстоятельств не могут обеспечить себе нормальный уровень жизни.
  4. Люди, имеющие I – III группы инвалидности.
  5. Граждане нетрудоспособного возраста.
  6. Она положена малообеспеченным многодетным семьям и тем родителям, что имеют детей-инвалидов.
  7. Пожилые люди в возрасте от 65 до 80 и более лет.

Изображение - Виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения proxy?url=https%3A%2F%2Folgotah.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fadresnaya-pomoshch-v-rf-5

Куда нужно обращаться для оформления адресной помощи

Чтобы оформить адресную поддержку, гражданам необходимы основания, которые должны отвечать соответствующему статусу, обозначенному в нормативных документах, и иметь для этого засвидетельствованные доказательства. Полный перечень условий можно получить непосредственно в органах, занимающихся такими вопросами:

  • органы социальной защиты населения;
  • многофункциональные учреждения, если таковые имеются по месту проживания;
  • также есть возможность подать подобное заявление на портале ГосУслуг.

В случае невозможности посещения данных органов таким вопросом могут заняться законные представители, имеющие на это основания.

После подачи всех необходимых документов органы социальной защиты населения рассматривают заявление на протяжении от 3-х до 30 дней. Если все бумаги будут в порядке, то оказание социальной поддержки назначается со времени одобрения. Но стоит учитывать такой факт, что документы необходимо подавать до 20 числа месяца.

Для оформления такого рода социальной поддержки в зависимости от обстоятельств потребуется предоставить соответствующие документы, которые будут являться предпосылками ее оказания и расчета размера начислений.

Документы, которые необходимо предоставить в зависимости от ситуации

  • заявление;
  • документы, подтверждающие личность заявителя и его членов семьи (в том числе и свидетельства о рождении детей);
  • копии свидетельства о браке или о его расторжении;
  • справка о доходах всех членов семьи, проживающих по обозначенному месту регистрации (сюда же включаются алименты, выплачиваемые субсидии, детские пособия и иные денежные выплаты) за 3-6 месяцев;
  • документы, что являются доказательством основания в оказании помощи;
  • справка о месте регистрации (в случае проживания в частном доме нужно предоставлять выписку из домовой книги);
  • засвидетельствованные факты состояния жилищных условий
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
  • свидетельство о праве собственности или же договор, где обозначена аренда жилья
  • ксерокопия трудовой книжки;
  • справка из Центра занятости;

это не относится к беременным женщинам и женщинам, что находятся дома по уходу за ребенком до 1,5 года

  • справка о наличии инвалидности III группы;
  • медицинское заключение лечащего врача с указанием плана реабилитации;
  • свидетельство об обязательном пенсионом страховании

Но стоит учитывать тот факт, что материальная помощь назначается на определенный период. Он составляет в среднем от 1 до 6 месяцев максимально, при особо тяжелых случаях продлевается до 12 месяцев. Предоставляется этот вид поддержки с момента подачи всех необходимых документов. Продолжительность напрямую зависит от особенностей определенного региона государства, и, конечно же, от мер, предпринимаемых гражданином для улучшения своего материального положения.

Лица, получающие адресную социальную помощь от государства, обязаны независимо от ее вида уведомлять органы по защите населения об изменениях в составе семьи и материальном положении каждые две недели.

В зависимости от определенных ситуаций соцзащита полагается от обстоятельств, в которых оказался гражданин. Ее размер также зависит от региона Российского государства, поскольку обозначенного определения суммы или объема натуральной поддержки в законодательстве не предусмотрено. Получить адресную помощь в муниципальных учреждениях можно в зависимости от их финансирования, поэтому она рассчитывается в основном на граждан или семьи, которые нуждаются больше всего.

Изображение - Виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения proxy?url=https%3A%2F%2Folgotah.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fadresnaya-pomoshch-v-rf-4

Для обозначения размера оказываемой помощи, помимо справки о доходе каждого из членов семьи, также необходимо предоставить все дополнительные варианты пополнения семейного бюджета. К ним относятся также и сельскохозяйственные угодья, на которых выращиваются садово-огородные культуры, наличие домашних животных.

Учитывая все эти факторы, сотрудники социальной службы могут рассчитать размер помощи в виде денежных выплат и в натуральной форме. Что касается финансовой части, то суммируются все доходы за обозначенный период времени, зачастую это 3 месяца, но в зависимости от региона он может составлять и 6 месяцев. На основе полученных фактов берется прожиточный минимум по месту проживания граждан и делится на количество членов семьи.

В каких случаях может быть отказано в получении адресной помощи

Независимо от наполнения местного бюджета социальная поддержка населения государством проводится, основываясь на возникшие жизненные ситуации человека. Но в ней может быть отказано, если имеются такие обстоятельства, как:

  1. Гражданин или семья прежде уже получали такое пособие.
  2. Основанием неоказания поддержки является предоставление недостоверной информации о составе семьи, размер доходов или другие документы, что не имеют подтвержденных фактов.
  3. Если граждане преднамеренно не трудоустраиваются.
  4. Когда дети, имеющие трудоспособный возраст и отсутствие каких-либо противопоказаний по здоровью, живут на пенсию своих родителей.
  5. Лица, подавшие заявление, страдают алкоголизмом.

Изображение - Виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения proxy?url=https%3A%2F%2Folgotah.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fadresnaya-pomoshch-v-rf-2

В таких случаях государственная помощь не предоставляется, а уже имеющаяся будет аннулирована с момента установления истинных обстоятельств.

На основании данной информации об адресной помощи от государства понятно, что собой представляет такая поддержка, и какой круг граждан имеет право на ее получение.

Получателями адресного социального пособия являются:

– малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области (назначается 1 раз в полтора года);

– инвалиды всех групп, дети-инвалиды, а также лица трудоспособного возраста, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, инвалидами I группы и пенсионерами старше 80 лет, входящие в состав малоимущей семьи, или малоимущие одиноко проживающие граждане;

– неработающие пенсионеры по возрасту, входящие в состав малоимущей семьи, или малоимущий одиноко проживающий гражданин;

– родители погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, входящие в состав малоимущей семьи, или малоимущие одиноко проживающие граждане;

– граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования или их филиалах;

– дети до 16 лет (учащиеся до 18 лет), входящие в состав малоимущей семьи, или малоимущие одиноко проживающие граждане (назначается
1 раз в полгода)

– 200,0 руб. в месяц малоимущим одиноко проживающим гражданам;

– 200,0 руб. в месяц на каждого члена семьи малоимущим семьям, состоящим из двух человек;

– 150,0 руб. в месяц на каждого члена семьи малоимущим семьям, состоящим из трех и более человек.

Повторное назначение адресного социального пособия малоимущим семьям и малоимущим гражданам осуществляется по истечении полутора лет со дня его предыдущего назначения.

Повторное назначение адресного социального пособия инвалидам всех групп, детям – инвалидам, лицам трудоспособного возраста, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы, пенсионерами старше 80 лет, неработающим пенсионерам, родителям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, детям до 16 лет (учащихся до 18 лет) осуществляется по истечении полугода со дня его предыдущего назначения.

Получателями единовременного социального пособия являются:

– малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области;

– граждане, утратившие жизненно необходимое имущество в результате стихийных бедствий, обвала, аварии, разрушения жилища, происшедших по причине природного или техногенного характера, пожара и других чрезвычайных ситуаций

– ремонт либо приобретение жизненно необходимых бытовых приборов, сантехнического оборудования, приобретение твердого топлива, на оплату проезда к месту лечения в размере 5000,0 руб., но не более суммы фактически произведенных расходов.

– первичное приобретение и установку индивидуальных приборов учета энергетических ресурсов выплачивается в размере 3000,0 руб., но не более суммы фактически произведенных расходов.

Единовременное социальное пособие предоставляется при условии обращения граждан за ним не позднее трех месяцев с даты осуществления ими расходов.

Единовременное социальное пособие предоставляется гражданам без учета доходов на неотложные нужды в связи с утратой имущества при повреждении или полном уничтожении жилого помещения или надворных построек, в которых пострадали скот, корма, продовольственные заготовки, в случаях:

– стихийного бедствия (ураган, наводнение, оползень, землетрясение, засуха, мороз, град);

– обвала или разрушения жилища, аварии, происшедших по причине природного или техногенного характера;

– пожара и других чрезвычайных ситуаций.

Единовременное социальное пособие предоставляется в размере не более 50 000 руб. при условии обращения не позднее шести месяцев после наступления перечисленных обстоятельств

Компенсация предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также отдельным категориям граждан.
К отдельным категориям относятся:

– участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

– вдовы погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны;

– реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

– инвалиды и семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов до 18 лет;

– не работающие одиноко проживающие пенсионеры в возрасте 70 лет и старше.

Данным категориям лиц компенсация затрат на газификацию жилья предоставляется без учета дохода

– наличия уличного газопровода, при этом оплата затрат на прокладку уличного газопровода заявителю не производится;

– неподключения газопотребляющих аппаратов либо если обращение за компенсацией последовало не позднее трех месяцев после их подключения;

– перевода теплоснабжения жилых домов на автономное отопление или на индивидуальное поквартирное отопление, производимого по решению органа местного самоуправления;
нахождения негазифицированного жилья в собственности заявителя либо члена его семьи, которые проживают в этом домовладении;

наличия сметной либо договорной документации на проведение наружного газопровода от места врезки в уличный газопровод до ввода в домовладение, внутридомового газопровода либо товарных чеков (квитанций) о понесенных затратах заявителя или членов его семьи по газификации жилья.
Компенсация затрат на газификацию жилья предоставляется однократно в размере не более 16 601,0 руб.

кража (утрата) документов, денежных средств;

отсутствие средств на проезд к месту постоянного жительства вследствие нахождения в медицинских организациях и организациях социальной защиты населения, предоставляющих услуги в стационарной форме, неполучения пенсии в связи с переосвидетельствованием для подтверждения группы инвалидности в федеральном государственном казенном учреждении “Главное бюро медико-социальной экспертизы” по Волгоградской области;

иные обстоятельства, перечень которых устанавливается органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения Волгоградской области.

Получателями социальной помощи на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области

– ведение личного подсобного хозяйства – в размере, предусмотренном в программе социальной адаптации, но не более 40 000,0 руб.

– осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданам, достигшим возраста 18 лет, зарегистрированным в качестве безработных и не являющимся получателями единовременной финансовой помощи в органах службы занятости, как заявителя, так и членов его семьи – в размере, предусмотренном в программе социальной адаптации, но не более 30 000,0 руб.

– прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования при условии отсутствия возможности обучения по данному направлению в органах службы занятости, с последующим трудоустройством – в размере, предусмотренном в программе социальной адаптации, но не более 20 000,0 руб.

– поиск работы, в части оплаты проезда гражданам, признанным безработными в органах службы занятости более 1 года, с последующим трудоустройством – в размере, предусмотренном в программе социальной адаптации, но не более 10 000,0 руб.

Первоочередное право на оказание социальной помощи на основании социального контракта из числа малоимущих граждан имеют многодетные семьи, неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами.

Выплата социального пособия производится на погребение гражданам, осуществившим захоронение умерших из числа:

– не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшегося пенсионером гражданина;

– умерших несовершеннолетних членов семьи не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являющихся пенсионерами родителей, законных представителей (опекунов, попечителей) на день смерти этого несовершеннолетнего;

мертворожденного ребенка по истечении 154 дней беременности

Возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела, осуществляющей свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования, производится на основании договора в случаях:

– если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером;

рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
если личность умершего не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки

Компенсационные выплаты вкладчикам, пострадавшим от деятельности финансовых компаний
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.11.1995 № 1157 “О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров” осуществляются компенсационные выплаты вкладчикам, пострадавшим от деятельности финансовых компаний, привлекавших денежные средства физических лиц на условиях срочности, платности, возвратности без соответствующей лицензии и не выполнившие перед ними своих финансовых обязательств.
Компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение компенсации, без ограничения возраста и независимо от наличия льгот

Для регистрации на предмет получение компенсации необходимо предоставить следующие документы:

– паспорт и его ксерокопию (листы паспорта, содержание сведения о ФИО, годе рождения, прописке, данных старого паспорта);

– подлинники договоров по компаниям и их ксерокопии (если документы подавались в суд – копии договора по компании, решение суда и/или оригинал исполнительного листа, подтверждающие сумму вклада без процентов. Если документы поданы в ликвидационную комиссию – заверенную копию договора по компании, выписку из реестра ликвидационной комиссии);
для ветеранов и инвалидов ВОВ – документы, подтверждающие льготы;

сберегательную книжку Сбербанка РФ.

Выплаты производятся Федеральным общественно-государственным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров из средств, являющихся собственностью Фонда.
Регистрацию вкладчиков на предмет получения компенсации проводят центры социальной защиты населения по месту жительства.

3.2 Порядок предоставления государственной социальной помощи

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Федерации.

Примером регионального нормотворчества в данной сфере может являться Закон Тамбовской области от 03.04.2008 года №167-З «Об адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории Тамбовской области». Это системообразующий документ, призванный регулировать все процессы и взаимоотношения в данной сфере: основные принципы оказания адресной социальной помощи, ее размеры, источники финансирования, порядок назначения и контроль за целевым использованием денежных средств.

В соответствии с данным законом предусматривается оказание социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, попавшим в экстремальные жизненные ситуации. В 2008 году из областного бюджета на эти цели было выделено 46 млн. рублей.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.

Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.

Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.

В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно., Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» урегулировано предоставление государственной социальной помощи в связи с состоявшейся в 2005 году монетизацией льгот миллионам граждан России.

Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 г. №294.

Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».

Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.

Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг. В Тамбовской области, по состоянию на 2008 год, численность граждан имеющих право на получение набора социальных услуг составила почти 177,6 тысяч человек.

По состоянию на апрель 2009 года на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 615 рублей в месяц. Из них 547 рублей отводится на дополнительную медицинскую помощь, а 68 рублей – на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Например, житель г. Тамбова имеющий 3 степень ограничения трудоспособности (инвалид 1 группы) имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере 1484 руб.

Но если такой инвалид не отказался от получения набора социальных услуг, он получит «на руки» сумму за вычетом стоимости набора социальных услуг: 1484 – 615 = 869 руб. – если он получает весь набор социальных услуг. Или за вычетом одной социальной услуги: 1484 – 68 = 1416 руб. – если он отказался от права на бесплатный проезд, но сохранил натуральное предоставление бесплатных лекарств и путевки.

Таким образом, можно сделать вывод, что для получения государственной социальной помощи малоимущие граждане должны самостоятельно, с письменным заявлением, обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг должны подать письменное заявление территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства.

в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам

В настоящее время в Российской Федерации острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, достаточно велико, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению.

Современное социально-экономическое положение характеризуется тем, что подавляющее большинство населения попало в зону риска, т.е. бедными могут стать любой человек, любая семья. Речь идет не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товаров, но и о других показателях.

Следовательно, в основу социального развития государства на ближайшие годы должны быть заложены имеющиеся у государства ресурсы, предназначенные для поддержания государственных минимальных стандартов жизни населения (по потреблению продовольствия и лекарств, тепловой и электроэнергии, транспортного и коммунального обслуживания и т.д.)

Предоставление каких-либо видов социального обеспечения, например: пособий, социальных услуг, медицинской помощи и лечения, должно осуществляться согласно принципам, установленном в законодательстве о социальном обеспечении. К таким принципам относятся:

· всеобщность социального обеспечения;

· предоставление социального обеспечения трудящемуся и членам его семьи;

· установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;

· многообразие видов социального обеспечения и т.д.

К сожалению, в настоящее время не все вышеуказанные принципы реализуются в полной мере.

Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели – предоставления человеку минимума средств к существованию – к более высоким целям – избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством.

В заключение хотелось бы отметить, что для России на современном этапе ее развития ключевым звеном в области социального обеспечения является реальное и строгое проведение в жизнь действующего законодательства.

Органы, предоставляющие государственную социальную помощь

В соответствии с Федеральным Законом «О государственной социальной помощи», основными организациями которые предоставляют социальную помощь являются:

а) органы социальной поддержки населения и их управления;

б) многофункциональные центры;

в) Пенсионный фонд Российской Федерации;

г) организации здравоохранения;

д) Фонд обязательного медицинского страхования;

е) Фонд социального страхования;

ж) центр занятости населения;

з) центр психолого-педагогической помощи;

к) дом ночного пребывания;

л) геронтологический центр

м) иные организации и учреждения, которые могут предоставлять государственную социальную помощь.

Названный Федеральный закон устанавливает, что «контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения» [3, ст.6.8].

Организации предоставляющие государственную социальную помощь показаны в таблице 4.

Таблица 4. Органы, предоставляющие государственную социальную помощь

Теперь стоит рассмотреть функции каждого органа, предоставляющего государственную социальную помощь.

Органы социальной поддержки населения осуществляют свою деятельность в соответствии с предметом и целями ее деятельности, определенными законодательством, а также уставом территориального учреждения – Республиканского центра социальной поддержки населения. Предметом деятельности Центра является реализация государственной политики в сфере социальной поддержки населения на территории Российской Федерации. Основной целью деятельности Центра является осуществление государственных функций по предоставлению предусмотренных законодательством мер социальной поддержки гражданам, которые нуждаются в государственной социальной помощи.

Для достижения поставленных целей Республиканским центром социальной поддержки населения осуществляются следующие виды деятельности:

– организация предоставления пособий, компенсаций, субсидий, социальных доплат к пенсии, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение, предоставления гражданам государственной социальной помощи в натуральной форме (обеспечение продуктами питания, одеждой, обувью, медицинскими препаратами и приборами и т.д.) и иных мер по предоставлению государственной социальной помощи предусмотренных законодательством;

– прием и консультирование граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки;

– определение права заявителя на предоставление мер социальной поддержки и принятие решения об их предоставлении, об отказе в их предоставлении, приостановке или прекращении их предоставления в соответствии с законодательством (в частности и государственной социальной помощи);

– иные виды деятельности по предоставлению государственно социальной помощи.

Что же касается Пенсионного Фонда Российской Федерации, то он осуществляет ряд социально значимых функций, относимых к государственной социальной помощи, в том числе:

– установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;

– выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;

– назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;

– администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

– назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

– ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

– формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;

– адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ.

Здравоохранительные организации осуществляют функции по оказанию государственной социальной помощи. Организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, в том числе:

– организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

– заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;

– организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам;

– организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;

– участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;

– разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

– оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях области.

Следует также отметить что органы, предоставляющие государственную социальную помощь, во многих вопросах взаимодействуют. Так например Центр социальной поддержки населения взаимодействует с Центром занятости населения, в вопросе социальной адаптации безработного гражданина, а при взаимодействии с здравоохранительными органами, решаются вопросы по поставке и обеспечению граждан лекарственными средствами.

Но не всегда эти самые органы оказывают социальную помощь своевременно, качественно и в полном размере. И это также отражается на судебной практике. К примеру, мы можем рассмотреть апеляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан о том, что гражданин Х.В. обратился в суд с иском по тем основаниям, что государственное учреждение – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан и Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан отказали в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, и гражданин Х.В. просил признать незаконным отказ в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение.

«…Х.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее по тексту – ФСС РФ по РБ), Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее по тексту – МТ и СЗН РБ) о признании незаконным отказа в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение.

В обоснование иска указано, что Х.В. является инвалидом 1 группы. В апреле 2010 года он обратился в ФСС РФ по РБ с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки. К заявлению были приложены медицинские документы, подтверждающие право на получение названной путевки. До настоящего времени истцу санаторно-курортная путевка за 2010 год не предоставлена. От ФСС РФ по РБ истцу поступали ответы из которых следует, что объем средств, выделенных на санаторно-курортные путевки, на 2010 год не позволяет обеспечить его в 2010 году путевкой. А в связи с его отказом от набора социальных услуг на 2011 и 2012 г. г. истец не будет обеспечен данной путевкой вообще.

Между тем, истец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе право на получение путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году. Довод ответчика о том, что он может обеспечивать граждан путевками на санаторно-курортное лечение только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на 2010 год, является необоснованным, поскольку действующим законодательством право на получение социальной помощи, в частности путевок на санаторно-курортное лечение, не поставлено в зависимость от наличия средств. Является несостоятельным довод ответчика об отсутствии у ФСС ФР по РБ права на предоставление санаторно-курортных путевок, поскольку пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение возложено на Фонд социального страхования РФ и на орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению санаторно-курортных путевок.

Таким образом, требование Х.В. к ФСС РФ по РБ о предоставлении санаторно-курортной путевки за 2010 год судом обоснованно удовлетворено. Выводы суда в решении подробно мотивированы, соответствуют закону и обстоятельствам дела» (прил. А).

Все чаще граждане страдают от неправомерных действий органов социального страхования и защиты, и гражданам приходиться «в одиночку», оставшись один на один, бороться со своими проблемами.

Также следует отметить, что не всегда суды первой инстанции правомерно и обоснованно решают вопросы связанные с социальным обеспечением. Таким образом следует рассмотреть следующее обращение гражданки Г.З в Верховный Суд Республики Башкортостан, по тем основаниям, что однажды она обращалась в Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг, а затем в суд первой инстанции, в следствие неудовлетворения ее требований. Но суд первой инстанции не удовлетворил ее требовании о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

«…Г.З. обратилась в суд с заявлением о признании решения межрайонного филиала государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг в ГО г. Стерлитамак РБ от дата об отказе в назначении субсидий не соответствующими закону, обязать межрайонный филиал государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг городского округа Стерлитамак РБ выплатить субсидию на оплату коммунальных услуг спроизведенным в решении расчетам, взыскать с ответчика в пользу Г.З. госпошлину в сумме 200 рублей. Требования мотивированы тем, что основанием отказа значится непредставление всех доходов. Однако, заявителем были представлены справки с работы супруга за 6 месяцев и выписку из лицевого счета в Пенсионном фонде. Заявитель с отказом в предоставлении субсидии не согласна и просит удовлетворить заявленные требования.

Суд вынес приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Г.З., Г.Р. ставится вопрос об отмене приведенного решения суда по тем основаниям, что суд не учел, что действующим законодательством в случае отсутствии доходов у лица, позволительно продекларировать их в заявительном порядке, в данном случае у Г.Р. отсутствуют какие-либо доходы, о чем он представил документы и указал в заявлении, центр субсидирования отказался в даче разъяснении, какой документ необходимо дополнительно представить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Межрайонного филиала государственного казенного учреждения республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак М.А., Н.И., представителей Государственного казенного учреждения Республиканского центра по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищных помещений коммунальных услуг М.М., А., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене.

… Из письма Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе г. Стерлитамак от дата (л.д. 22) усматривается, что основание отказа – “не все доходы представлены” – касаются мужа заявительницы Г.Р., который в своем заявлении указал, что нигде не работает, самостоятельных доходов не имеет, поэтому должен “предоставить документ о наличии доходов либо подтвердить его отсутствие”.

Разрешая спор, суд указал, что Г.Р., не имея доходов от трудовой деятельности, может иметь другие виды доходов, при этом он не был лишен возможности представить справку из налогового органа, подтверждающего отсутствие доходов от предпринимательской деятельности, а также выписку с индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда об отказе в удовлетворении требований Г.З.

… Обязать Государственное казенное учреждение Республиканский Центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений коммунальных услуг в лице Межрайонного филиала Государственного казенного учреждения Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в городском округе города Стерлитамак Республики Башкортостан назначить Г.З. субсидии по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за период с дата по дата» (прил. Б).

Вынося такие решения, основываясь на законе и справедливости, суд уравновешивает права и обязанности сторон, тем самым претворяя в жизнь закон и порядок.

Изображение - Виды государственной адресной помощи, предоставляемой органами соцзащиты населения 5464568780345345
Автор статьи: Николай Чкалов

Здравствуйте. Я Николай Чкалов. Уже более 9 лет работаю юристом в крупной компании. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Наша группа https://vk.com/public175044815

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here