В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

Описание страницы: в правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы от профессионалов для людей.

«Пенсионные деньги просто исчезли»: депутат раскрыл причины пенсионной реформы

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fwek.ru%2Fimages%2Fpravosudie-v-kavychkax-36

Пенсионная реформа, воспеваемая властями как единственно возможный способ сбалансировать действующую пенсионную систему и подразумевающая увеличение возраста выхода на заслуженный отдых, как оказалось, не поможет российской экономике в случае кризисной ситуации. Как только цены на нефть начнут падать вниз, запаса прочности у российской экономики хватит не более чем на месяц.

Такое мнение накануне озвучил кандидат экономических и доктор политических наук, секретарь ЦК Компартии Российской Федерации Сергей Обухов в интервью одному из российских изданий, сообщает . Обухов, напомним, был депутатом Государственной думы пятого и шестого созывов в составе фракции КПРФ. В седьмой созыв он не попал из-за отсутствия данных о доходах его несовершеннолетней дочери, которой на момент проведения выборов должно было исполниться 18 лет. Отказ ЦИК в регистрации Обухова кандидатом Компартия пыталась оспорить в КС РФ, но все попытки оказались безуспешными.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

По словам высокопоставленного коммуниста, в накопительной пенсионной системе страны деньги попросту исчезли. В правительстве, по версии Обухова, просто не хотят, чтобы эта информация стала известна широкому кругу граждан.

Дабы избежать общественного недовольства и не объясняться перед миллионами россиян в том, куда подевались все эти средства, власти приняли решение о повышении планки возраста выхода на пенсию. Обухов также отметил, что дефицит пенсионной системы сегодня довольно высок, а финансировать его из федерального бюджета властям удается лишь благодаря тому, что мировые цены на нефть остаются на приемлемом уровне.

В беседе с журналистами Обухов также дал оценку внесенным президентом смягчающих поправок к пенсионной реформе. Следует напомнить, что совсем недавно министр финансов Силуанов оценил реализацию президентских поправок к пенсионной реформе в 500 миллиардов рублей. По словам Силуанова, выделить и освоить эти средства на реализацию внесенных главой государства смягчений потребуется в течение шести лет. Обухов же считает, что 500 миллиардов – не такая уж и серьезная цена за возможность смягчить реформу для населения.

По мнению политика, сейчас в российском правительстве рассматривают сценарий, при котором Вашингтону удастся добиться обрушения мировых цен на нефть. Та подушка безопасности, которой сегодня располагает Россия, позволит продержаться не более чем месяц после падения нефтяных котировок, считает он.

ГРАБЕЖ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! Если кто думал, что начатое новым правительством реформирование (по сути, разрушение) пенсионной системы ограничится принятым на прошлой неделе в окончательном виде законом о повышении пенсионного возраста, то он сильно заблуждался!

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FZok40XEJIJ4%2Fhqdefault

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fnews.ru%2Fstorage%2Fnews%2F256c9ceb3530e2244031ba1652505c12%2F2fc3bf96-332c-4a65-8c87-e37718579834

Новые идеи правительства о реформировании пенсионной системы

В пятницу, 28 сентября, в газете «Ведомости» был опубликован материал, в котором (со ссылкой на федеральных чиновников) говорится об обсуждаемых в правительстве планах дальнейшего реформирования пенсионной системы. На этот раз речь идёт об изменении формулы расчёта страховых пенсий и, возможно, даже об отмене балльной системы. При этом есть все основания полагать, что в результате этих изменений будет окончательно отброшена ключевая норма об индексации пенсий по уровню инфляции. Это откроет дорогу к значительному сокращению размера пенсии в реальном выражении.

ЕСЛИ КТО думал, что начатое новым правительством реформирование (по сути, разрушение) пенсионной системы ограничится принятым на прошлой неделе в окончательном виде законом о повышении пенсионного возраста, то он сильно заблуждался: у нашего правительства в запасе ещё много «интересных» идей о том, как бы собрать с народа побольше денег. Одна из них — это постепенное сокращение реального размера пенсий в результате отмены механизма индексации пенсий по инфляции, который был жёстко определён в пенсионном законодательстве 2013 года.

Первая атака на механизм индексации пенсий по инфляции случилась уже через год после принятия указанных законов: в 2016 году размер пенсий и стоимость пенсионного балла были проиндексированы лишь на 4%, при том что официальный уровень инфляции за 2015 год составил 12,9%. Тем самым реальный размер пенсии уменьшился примерно на 9%.

Однако тогда власти ещё не решались говорить об отмене самого требования об индексации пенсий по инфляции. Недоиндексация пенсий изображалась как временная мера, вызванная исключительно тяжёлым финансовым положением государства; более того, через год все пенсионеры получили единовременную выплату пять тысяч рублей, которая объявлялась как компенсация за неполную индексацию пенсий в 2016 году. Понятно, что эти пять тысяч рублей и близко не компенсируют те деньги, которые пенсионеры недополучили из-за неполной индексации, а будущие пенсионеры вообще не получили даже такой символической компенсации сокращения стоимости своих пенсионных баллов в реальном выражении. Но власти тогда хотя бы попытались сделать вид, что действующее пенсионное законодательство имеет для них какое-то значение.

Следующий шаг на пути отказа от принципа индексации пенсий по инфляции — это только что принятый закон о повышении пенсионного возраста. В нём требование индексации пенсий и пенсионных баллов по инфляции отменяется на период 2019—2024 годов, а вместо него в закон вписаны конкретные значения стоимости пенсионного балла и величины фиксированной выплаты в указанные годы. Это подаётся как большое благо, которое люди получают от государства в качестве компенсации повышения пенсионного возраста, поскольку закреплённые законом цифры эквивалентны индексации пенсий на более высокий процент (7,0%, 6,6%, 6,3%, 5,8%, 5,5%, 5,4% в 2019—2024 годах соответственно), чем официально прогнозируемый властями уровень инфляции (порядка 4% на весь период).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но здесь тоже есть лукавство, ведь уже сейчас очевидно, что в ближайшие годы уровень инфляции будет значительно выше, чем нынешние официальные прогнозы, поскольку в последние месяцы появилось много дополнительных инфляционных факторов. Наиболее очевидные из них — это грядущее повышение НДС и уже начавшееся падение курса рубля. Нынешний «отскок» курса до 65—66 рублей за доллар не должен никого вводить в заблуждение. Это временное явление, вызванное удачным сложением нескольких краткосрочных факторов: в первую очередь, рекордно высокой ценой нефти и сравнительным «затишьем» на развивающихся рынках.

При определённых сценариях развития событий (весьма вероятных!) может даже оказаться, что инфляция в период 2019—2024 годов превысит заложенные в указанном законе проценты индексации пенсионного балла. Однако в законе такая ситуация не предусмотрена, и, следовательно, при инфляции, превышающей указанные выше значения (7,0, 6,6 и т.д.), пенсии и стоимость пенсионного балла опять будут недоиндексированы.

Заменяя законодательное требование об индексации по фактической инфляции на индексацию на некоторый заранее установленный процент, власти хотя бы сделали вид, что это всё делается на благо народа — для увеличения реального размера пенсий. Но теперь, когда закон о повышении пенсионного возраста принят, о приличиях можно уже не заботиться. Именно так надо понимать информацию о новых инициативах правительства в области реформирования пенсионной системы.

Речь идёт об изменении формулы расчёта пенсий и, возможно, даже об отмене балльной системы. Подобное предложение уже звучало и ранее (в частности, вице-премьер Татьяна Голикова высказывала его ещё в июне этого года), но сейчас это уже не инициатива отдельного чиновника, а мера, серьёзно обсуждаемая в правительстве. Более того, «Ведомости» приводят слова анонимного правительственного чиновника, который объясняет необходимость отмены балльной системы следующим образом: «Балльная формула содержит дисбаланс: пенсионный балл индексируется по уровню инфляции, что в долгосрочной перспективе приводит к завышению пенсионных обязательств…» Иными словами, рассматриваемая правительством реформа расчёта размера пенсий должна будет «избавить» пенсионную систему от принципа индексации по инфляции, в результате чего реальный размер пенсий будет постепенно уменьшаться, и тогда систему можно будет сбалансировать.

Приведённое высказывание правительственного чиновника шокирует не только своей античеловеческой сущностью (а как ещё можно расценить утверждение, что в России пенсии растут слишком быстро?), но и полной безграмотностью. На самом деле в мировой практике считается, что индексация пенсионных прав по уровню инфляции в долгосрочной перспективе приводит к занижению пенсионных прав. Дело в том, что в страховой системе пенсия — это компенсация утраченного заработка, а в большинстве стран в среднем зарплаты растут выше инфляции; их рост может отставать от инфляции в периоды кризисов, но это сравнительно короткие периоды, а на горизонте десятилетий средний рост зарплат обычно превышает инфляцию. Поэтому в мире «лучшей практикой» считается индексация пенсионных прав по среднему уровню заработной платы в экономике или по какому-либо другому параметру, связанному с динамикой заработных плат, но иногда используется и индексация по инфляции, или некоторая комбинация индексации по инфляции и по уровню заработной платы. Показательным примером является Великобритания, где ежегодная индексация пенсий идёт по максимуму из трёх величин: потребительская инфляция, рост средней зарплаты и постоянная величина 2,5%.

Пока мы не знаем никаких подробностей о том, что готовит нам правительство в пенсионной сфере. Но по последним событиям видно, что власть потеряла всякий стыд и готова на всё.

На круглом столе общественники озвучили свои предложения по проведению пенсионной реформы

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=http%3A%2F%2Fgazetaingush.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2Fjuicebox_small%2Fpublic%2Fpubs%2Fobshchestvo%2F20180706-na-kruglom-stole-obshchestvenniki-ozvuchili-svoi-predlozheniya-po-provedeniyu-pensionnoy%2Fpensionnaya-reforma-1

После развала Советского Союза и обретения Россией государственного суверенитета на наших глазах затевалось множество реформ, призванных облегчить нам жизнь. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система. На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтобы условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт резкого повышения возрастного пенсионного ценза для госслужащих.

Напомним основные вехи этой эпопеи. Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось четыре вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели. Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус.

Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден Пенсионный фонд России. Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и период вынужденного отсутствия — службы в армии, декрета, ухода за больными и т. д.; сама же пенсия рассчитывалась за любые пять лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом, и институт индексации пенсий.

Потом в 1992 году, в результате выхода соответствующего президентского указа, появились негосударственные пенсионные фонды (НПФ), и в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно вырос — за следующие два года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения. Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая, правда, на сегодня уже упразднена.

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии. При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через шесть лет, когда стала понятна роль НПФ в финансировании будущих пенсий. Главным в этом всём можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате Кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание трехуровневой системы пенсий.

Первая — социальная пенсия. Она являлась «фундаментом» — ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось — ранее установленный минимум для пенсий.

Далее — страховая пенсия. Она стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.

И, наконец, накопительная негосударственная пенсия, которая воспринималась в качестве бонуса, добавляемого к двум другим пенсиям. Само собой разумеется, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

После нулевых была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии. В Кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной.

Страховую часть считали, исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным.

Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года — в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000 + 1000», можно было до начала 2015 года. С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.

В конце 2013 года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 2015 года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее. Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений — теперь узнать объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг. В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для индивидуальных предпринимателей на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы. С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется.

На протяжении последних трех лет вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы. И хоть многие чиновники отрицали возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, было положено — с января прошлого года пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Повышение не будет одномоментным — предусматривается, что с этого года возраст выхода на пенсию для них будет возрастать на полгода в год и максимальные значения будут достигнуты в 2032 году.

И вот теперь правительство предлагает вовлечь в новую систему все население. Конечно, сразу же со всех сторон зазвучали голоса недовольства, в которых зачастую мало конструктивного подхода, попыток заглянуть в будущее. Наиболее взвешенную позицию трезвого взгляда на проблему занимает «посредник» между народом и властью — Общероссийский народный фронт. На днях на площадке ОНФ прошел круглый стол, на котором представители профильных ведомств, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители профсоюзов, эксперты в сфере трудовых отношений обсудили проект пенсионной реформы, которую предлагают российские власти. Мероприятие проходило в режиме видеоконференцсвязи с регионами.

Участники дали оценку действующей пенсионной системе и законодательным инициативам правительства России по повышению пенсионного возраста. Эксперты отметили, что существующая в стране пенсионная система, которая с советских времен не подвергалась значительным изменениям, не соответствует интересам как уже вышедших на пенсию граждан, так и тех, кто планирует выйти на заслуженный отдых в ближайшей и среднесрочной перспективе. Дефицит пенсионного фонда значителен и покрывается прямыми трансфертами из федерального бюджета. Среди основных причин такой ситуации стоит выделить низкий уровень заработной платы, сокращение работников, высокую долю теневого сектора в экономике. Эксперты подчеркнули, что уже сегодня на одного пенсионера приходится вдвое меньше работающих людей, чем 50 лет назад. Из-за этого происходит дисбаланс в пенсионной системе, который будет только расти. Очевидно, что в этих условиях существенное увеличение размера пенсий невозможно. Одним из вариантов решения проблемы может стать повышение пенсионного возраста.

— Реализация пенсионной реформы должна преследовать одну цель — обеспечение социальной справедливости, — поделилась своим мнением с «Ингушетией» участник круглого стола, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ингушетии Фатима Барханоева. — Иными словами, планируемая пенсионная реформа не должна привести к росту бедности и безработицы среди тех, кто планировал выйти на пенсию в ближайшие годы.

Добавим, что для решения поставленных задач эксперты ОНФ предложили комплекс мер. Так, отмечалась необходимость учитывать особенности демографии и продолжительности жизни в разных регионах, считают эксперты. В зависимости от этого потребуется скорректировать сроки выхода на пенсию жителей отдельных субъектов федерации. Еще одно предложение касается протяженности переходного периода, в течение которого будет повышен пенсионный возраст. Его следует увеличить на треть от того, что предлагает правительство.

Кроме того, участники круглого стола предложили расширить понятие «предпенсионный возраст» (сейчас он составляет два года, по мнению же экспертов, его стоит увеличить до пяти лет) и подкрепить его рядом социальных гарантий и льгот. У таких граждан должно быть право выйти на пенсию досрочно или продолжать трудиться, если у них есть такое желание. При этом к их пенсионным выплатам должны быть применены соответствующие коэффициенты. Право выйти на пенсию досрочно при желании, по мнению специалистов, нужно также дать женщинам, у которых есть трое и более детей.

Еще один блок предложений, озвученных экспертами, посвящен набору стимулов или компенсаций для участников пенсионной системы. Была подчеркнута необходимость разработать и принять государственную программу, в рамках которой пожилые граждане смогли бы проходить обучение или профессиональную переподготовку по актуальным специальностям. Если же они хотят открыть свой малый бизнес, процедуры регистрации и отчетности для них должны быть упрощены, а помещения предоставляться на льготных условиях. Также было озвучено, что нужен комплекс мер на государственном уровне, которые подтолкнули бы работодателей приглашать граждан старшего поколения, а предприятия, в штате которых доля сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста превышает 10%, должны получать налоговые льготы. А еще на рынке труда потребуется организовать специальные ярмарки вакансий для желающих устроиться на работу в пенсионном и предпенсионном возрасте.

Такова, в целом, суть предложений, адресованных общественниками в адрес правительства по этой крайне важной теме.

Правительство задумалось об отказе от «балльной» пенсионной системы

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.iz.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2F900x506%2Fpublic%2Fnews-2018-06%2FKAZ_2028_0.JPG

Правительство намерено отказаться от «балльной» пенсионной системы, которая действует в России с 2015 года. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1».

«Да, это правда. Это очень сложное решение, но нам придется это решение принимать», — ответила Голикова на вопрос о планах уйти от «балльной» системы. По ее словам, новые изменения в пенсионной реформе, которые начнутся с 2019 года, доведут размер пенсии как минимум до 40% от утраченного заработка.

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.iz.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2F255x170%2Fpublic%2Farticle-2018-06%2FKAZ_2620

«Новая пенсионная формула» действует в России с 2015 года. Трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. При расчете страховой пенсии используют пенсионные баллы, которыми оценивается каждый год трудового стажа. А при назначении пенсии накопленные баллы переводятся в рубли.

Чтобы претендовать на страховую пенсию по старости, необходимо накопить 30 и более пенсионных баллов. Предполагалось, что в полной мере норма заработает с 2025 года. Так, в 2015 году достаточно было иметь 6,6 балла.

Ранее 17 июня Голикова заявила, что в России появится новый механизм для пенсионных накоплений. Она заверила, что накопленные гражданами средства останутся.

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.iz.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2F255x170%2Fpublic%2Fnews-2018-06%2FTASS_27083814

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.iz.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2F255x170%2Fpublic%2Fnews-2018-06%2F_EM_9644

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fiz.ru%2Fprofiles%2Fportal%2Fthemes%2Fpurple%2Fimages%2Ffooter%2F18

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 70162 от 16 июня 2017 года, ЭЛ № ФС 77 – 72003 от 26 декабря 2017 года

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2017

Правительство задумалось об изменении формулы расчета пенсий

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fnewdaynews.ru%2Fpict%2Farts1%2F64%2F61%2F646142_b

Российское правительство готово изменить формулу расчета страховых пенсий. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на двух федеральных чиновников и участвовавшего в обсуждении вопроса в правительстве эксперта. Власти также намерены улучшить «основные параметры распределительного компонента пенсионной системы, учитывающие демографические и экономические условия», говорится в документе под названием «Основные направленияя деятельности правительства» до 2024 года.

По данным издания, правительство намерено отказаться от использования действующей с 2015 года балльной пенсионной формулы. Между тем, два источника заявили, что совещаний на данную тему не проводилось. О планах отказаться от балльной системы неоднократно говорила вице-премьер Татьяна Голикова. Недовольство формулой расчета пенсий она высказывала еще в феврале, будучи в должности председателя Счетной палаты.

По словам старшего научного сотрудника НИФИ Минфина Татьяны Омельчук, когда вводили балльную пенсионную формулу, эксперты были против, так как она была сложна. Тем не менее, ее приняли. Омельчук отмечает, что при действующей балльной системе проще повышать пенсионный возраст – расчет можно настроить таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников в уплате страховых взносов, предусмотрев дополнительные баллы за трудовой стаж, превышающий 30 лет. А изменения в расчете пенсий провоцируют дополнительное недоверие к пенсионной системе. Порядок же расчета стоимости пенсионного балла и его индексации можно прописать дополнительно, считает она.

Глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский в свою очередь заверил россиян, что их пенсия не уменьшится в случае перерасчета. «Я бы не сказал, что это какая-то сенсация. Претензии со стороны Счетной палаты к не очень прозрачному счету пенсионного коэффициента и его методологии, всегда были. Поэтому мы станем свидетелями каких-то математических выкладок с тем, чтобы не пострадала конкретная пенсия конкретного пенсионера, но я уверен, что этого не произойдет, с точки зрения того, что кому-то в чем-то пришлось, пересчитывая, уменьшать пенсию. В пенсионной системе, в общем базовом законодательстве существует такой золотой принцип: если даже переходя на новую формула пересчета ваши пенсии вдруг окажутся ниже, чем вы ее получали до этого, за вами пожизненно сохраняется тот уровень, который вы получали и будет получать в повышенном размере. Это вопрос такой глубоко специальный, поэтому я общими словами попытался вам объяснить», – рассказал сенатор в эфире НСН.

Напомним, на июльском заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам глава Минтруда России Максим Топилин заявил, что правительство России не собирается изменять систему расчета пенсий. «Ничего с точки зрения самой формулы в законопроекте (о повышении пенсионного возраста – прим. ред.) не меняем. Как пенсия рассчитывалась, такая система и останется, – цитирует Топилина пресс-служба Госдумы. – Мы ничего не меняем с точки зрения начисления пенсий».

В феврале тогдашняя глава Счетной палаты РФ, а теперь вице-премьер Татьяна Голикова предложила вернуться к системе страховых пенсий, которая будет учитывать стаж работника и его зарплату. По ее мнению, «пенсия должна зависеть от стажа и того заработка, который получал работник во время своей трудовой деятельности». Голикова полагает, что балльная система непонятна людям и «существенно дестимулирует человека с точки зрения высокой заработной платы и стажа, который этот человек должен зарабатывать». «Человек ограничен в правах с точки зрения зарабатывания пенсии, и ему можно не стремиться к наращиванию своего потенциала, так как всегда есть ограничения в баллах», – пояснила Татьяна Голикова в интервью «Российской газете».

Прошлой весной член думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Олег Шеин предупредил, что балльная система начисления пенсий может спровоцировать резкое обострение социальной ситуации в стране. По его словам, условия расчета пенсий могут привести к тому, что миллионы россиян останутся без выплат. «К 2025 году людям надо будет наработать не менее 30 баллов, чтобы выйти на пенсию. При этом за год дается не больше двух баллов, а один балл дается, если человек отработал на МРОТ. Причем зарплатой считается именно та, с которой были отчисления в Пенсионный фонд. Это означает, что если у человека была минимальная зарплата, то ему необходимо иметь 30 лет стажа, – пояснил Шеин «Росбалту». – Если зарплата составляла две «минималки» и больше – 15 лет стажа».

Топилин в январе признал, что Пенсионный фонд России отказывает россиянам в назначении страховой пенсии по старости из-за того, что у многих граждан не хватило страхового стажа и пенсионных баллов. По его словам, таким людям назначается социальная пенсия без каких-либо доплат. Впрочем, если ее размер будет ниже прожиточного минимума, то им сделают прибавку, увеличив до необходимого уровня. Но даже при таком раскладе социальная пенсия будет меньше страховой пенсии по старости в 1,65 раза, отметил министр, предупредив, что данный разрыв продолжит увеличиваться.

Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов в марте предупредил, что в 2018 году без пенсий могут остаться около 45 тысяч россиян из-за балльной системы начисления пенсионных выплат. По словам парламентария, причина кроется в условиях расчета пенсионных выплат, предусмотренных действующей балльной системой. Речь идет о нехватке пенсионных баллов и страхового стража. В 2018 году для назначения пенсии необходимо иметь 9 лет стажа и 13,8 балла, однако, из слов депутата следует, что многим людям, которые выходят на заслуженный отдых в этом году, их может просто не хватить.

Москва, Иван Гридин

Московский Банк торгового финансирования лишился лицензии. / «Надо чуть-чуть подождать»: екатеринбуржцы удивлены работой горячей линии по отоплению. / Министр иностранных дел Сергей Лавров представил заявку Екатеринбурга на «Экспо-2025» в штаб-квартире ООН. Читать дальше

«27 лет пенсионных реформ»: история пенсионных изменений в РФ

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fcareerist.ru%2Fnews%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2F93b5523ff8ea5aa81cb0720e2afe5273

Каждый, кому повезло в здравом уме и светлой памяти прожить последние 27 лет после развала Союза и обретения Россией государственного суверенитета, прекрасно помнят о бесчисленном количестве реформ, внедренных за это время. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система. На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтоб условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт невиданного ранее для отечественных пенсионеров повышения возрастного пенсионного ценза.

В общем же, по нашим подсчетам, за это время можно выделить семь главных этапов реформирования. Каждый из них выполнял собственную функцию и преследовал собственные цели, но все они преподносились общественности в качестве единственно верной панацеи. Само собой, что без них никуда – переход к рыночной экономике требовал совершенно иных источников финансирования. Однако за 27 лет реформ стабильно функционирующей и действенной модели найдено так и не было. Сколько еще новаций ждет пенсионную систему, боимся, не ответит никто. Мы же решили составить краткий календарь пенсионных реформ, который нам уже повезло пережить.

Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось 4 вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели. Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус. Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден ПФР.

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fcareerist.ru%2Fnews%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2F01

Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и перед вынужденного отсутствия – службы в армии, декрета, ухода за больными и т.д; сама же пенсия рассчитывалась за любые 5 лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом и институт индексации пенсий.

К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа. И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения. Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fcareerist.ru%2Fnews%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fimg81

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии. При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через 6 лет, когда стала понятна роль НПФов в финансировании будущих пенсий. Главным в этом всем можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии. В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000+1000», можно было до начала 2015 года. С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.2013-15 годы. Третья реформа: «Глобальная»

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы proxy?url=https%3A%2F%2Fcareerist.ru%2Fnews%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fpens700

В конце 13-го года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 15-го года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее. Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений – теперь узнать объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг. В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для ИП на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений, продолжающаяся и по сей день. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы. С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется. Причем на конвертацию этих самых балов в рубли можно рассчитывать не ранее выхода на пенсию. Кстати, к выходу на пенсию каждому нужно иметь минимальное количество баллов, определенное законодательством – к 2025 году оно должно достигнуть минимума в 30 баллов.

Если накопленных баллов будет недостаточно, выход на пенсию придется отложить или на 5 лет, или как минимум до того момента, пока количество баллов не достигнет необходимого. Кстати, предложен и вариант осознанной отсрочки пенсии – в таком случае гражданин может рассчитывать на «премиальные коэффициенты»: 5 лет отсрочки в совокупности дают повышение пенсии на 35-40%, плюс заработанные дополнительно пенсионные баллы.

На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы. И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне. В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц. Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

Изображение - В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы 5464568780345345
Автор статьи: Николай Чкалов

Здравствуйте. Я Николай Чкалов. Уже более 9 лет работаю юристом в крупной компании. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Наша группа https://vk.com/public175044815

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here